9 ошибок менеджеров по закупкам при выборе поставщика строительных материалов
Какие ошибки могут встретиться снабженцу и как их избегать
За долгие годы нашей работы мы провели анализ своих ошибок в закупках и выделили самые главные, чтобы предостеречь тех людей, которые работают в этой сфере.
- Самое дешевое предложение.
Это самая частая ошибка, из-за которой компания может стать банкротом, либо понести значительные финансовые потери. Реальный случай из жизни: менеджер по закупкам искал арматуру и нашел дешевле, чем предложила ему наша компания. Разница стоимости составляла 500 рублей на тонне. Ему выставили счет на 500 000 рублей, который успешно был оплачен в тот же день. Случилось это 2 года назад. К большому сожалению, до сих пор не могут найти деньги и компанию, которой переводили деньги. По судебным решениям ничего не могут получить, так как на балансе организации, которой перевели 500000 рублей, ничего нет. Итог: банальная экономия в 500 рублей вылезла убытком в полмиллиона. Стоит заметить, что на рынке строительных материалов присутствует демпинг, и на опте рентабельность продаж колеблется всего от 0 до 5 процентов. Чтобы избежать подобной ситуации, закупщикам необходимо хотя бы сомневаться, когда видят предложения на 30% дешевле средней рыночной цены. - Оплата неизвестному поставщику.
Не надо спешить и оплачивать счета сразу, как только нашли поставщика. Необходимо посмотреть историю работы в сервисе Rusprofile по ИНН компании. Также посмотреть, участвует ли организация в госзакупках, на какие суммы исполнено контрактов. Если показатели стремятся к 0 и по телефону вам говорят, что “Мы - мега крутая компания”, то скорее всего вас могут обмануть. Необходимо произвести анализ оборотов компании. По опыту, чаще всего в РФ мошенники работают через ООО, делают красивые сайты, корпоративные почты, ставят красивые номера телефонов и т.д., что заставляет поверить в реальность существования компании. - Не побывать в офисе поставщика.
Перед тем, как переводить деньги, необходимо обязательно побывать в офисе поставщика, посмотреть склады, магазины, увидеть сотрудников и т.д. - Работа с крупной федеральной сетью.
С крупными федеральными сетями можно работать, так как это проверенный вариант. Они точно не исчезнут с вашими деньгами. С такими компаниями удобно работать, когда строительный объект находится в том же городе, где представлена сеть строительных магазинов. Но с крупными игроками следует понимать некоторые моменты. Мы проводили расследования, почему розничная цена крупных сетевых компаний ниже нашей закупочной. Мы выяснили у производителя, что для крупных сетей производители немного разводят краску, немного мешают цемент с нейтральными добавками. Примеров может быть очень много. Дешевая цена получается за счет кратного ухудшения качества продукта, а поскольку организация, которая выполняет строительные работы, несет гарантию, то через год начинаются проблемы, и на исправление облущенного фасада уйдет намного больше денег, чем сэкономленные 10% на краске. - Сайт, Канал на ютубе, группы в соцсетях.
Проверяем не только существование сайта, также канал на ютубе, группы в соцсетях, количество подписчиков - Геолокация.
Идеально, когда строительный объект и склады поставщика находятся в непосредственной близости друг от друга - это намного ускоряет процесс стройки и минимизирует простои в работе. - Отсутствие возвратов. Уточняйте у поставщика, можно ли будет вернуть неиспользованный товар и в течение какого времени. Приоритет лучше давать тем предложениям поставщиков, у которых есть возврат, но немного дороже цена. Из собственного опыта можем утверждать, что на стройке возвраты есть всегда, и мы принимаем такие возвраты на сотни тысяч рублей по завершении строек.
- Не знать руководителя в лицо. Найти руководителя организации, у которой вы хотите приобрести товар, в социальных сетях, написать ему в личные сообщения, посмотреть его профиль - это должен быть реальный человек с активной жизненной позицией.
- Наличие сертификатов и договоров. Если вам скинули договор поставки и счет на оплату, сертификаты на товар - это не гарантирует добропорядочность поставщика. Часто закупщики или снабженцы согласовывают счет на оплату, имея договор и сертификат на товар, не обращая внимания на все вышеперечисленные пункты, тем самым подвергая себя и организацию риску.
Главная цель снабженца (закупщика) не найти что-то на 10% дешевле, а минимизировать расходы на строительство в комплексе. У нас был случай, когда мы предоставили коммерческое предложение на ламинированную фанеру на 50 рублей дороже за лист, чем конкуренты, только наш срок поставки товара составлял 1 день. Снабженец, руководствуясь только тем, что там дешевле, согласовал оплату у конкурента. В итоге, бригада из 30 человек ждала фанеру 7 дней, тем самым снабженец нанес убытков компании в виде оплаты гостиницы каждого работника, что составило 200 рублей в день на 30 человек. Итоговая сумма ущерба составила 43 000 рублей только за проживание, не считая питания, а это примерно еще такая же сумма.
Глубоко в душе менеджер по закупкам тешил себя, что он молодец, но в итоге нанес, сам того не понимая, убытков на 100 000 рублей, плюс ко всему затормозил стройку на 7 дней, что в конечном итоге привело к дополнительным расходам.
- Комментарии